Группа №2 Капелька

Печать
Категория: Коррекционно-педагогическая работа
Просмотров: 16903

Речь, как ведущий вид коммуникативной деятельности, является непосредственным компонентом общения, в процессе которого речь оказывается необходимым условием для полноценного развития детей. Наиболее интенсивно речь развивается в дошкольный период, когда фонематические процессы проходят основной путь развития.

И чем правильнее и богаче речь ребенка, тем проще ему высказывать свои мысли, полноценнее и содержательнее становятся отношения с взрослыми и сверстниками и тем самым у него появляется больше возможностей в познании окружающей среды, и тем активнее происходит его психическое развитие.

Анализируя периодические издания, в которых публикуются статистические данные последних лет, в настоящее время, в системе обучения и воспитания детей предшкольного возраста, можно отметить, что количество детей с отклонениями в речевом развитии растет, и среди них большую часть составляют дети 5-6 лет, которые в нормативные сроки не овладевают звуковой стороной речи.

В исследованиях Ильясовой Б.И. и Заркеновой Л.С. об определении уровней сформированности фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФФНР выделяется три уровня. Высокий уровень, которому соответствует лишь 10% детей, характеризующийся наличием у детей адекватных фонематических представлений, т.е. полностью соответствующих предъявленной стимулирующей дидактике. На среднем уровне находятся 50% детей, на низком уровне – 40%. Отсюда можно сделать вывод о том, что у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, фонематические процессы характеризуются нестойкостью, недифференцированностью, а также неточностью фонематических представлений, и как результат, препятствует полноценному контролю за речью самого ребенка и окружающих его людей.

Поэтому крайне необходимо последовательно развивать у детей фонематические представления, используя при этом приёмы в определённой системе, которая предполагает собой сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки в языковой деятельности.

Начиная с ясельного возраста, у детей должна сформироваться необходимая артикуляция, и позже, уже в старшем возрасте, усваивается лексико-грамматический строй речи, в последующем периоде постоянно и усиленно пополняется словарный запас детей, добавляются вводные обороты и достаточно сложные синтаксические конструкции.

Нарушение процесса формирования гностических представлений обусловлено фонетико-фонематическим недоразвитием речи, т.е. нарушением звукопроизношения у детей с речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Поэтому такие ученые как, Левина Р.Е., Никашина Н.А., Боскис Р.М., Каше Г.А. отводят значительную роль формированию фонематических процессов и представлений, т.е. способности воспринимать и различать фонемы (звуки).

Согласно исследованиям Ткаченко Т. А., развитие фонематических процессов положительно влияет не только на формирование звуковой системы речи, но и на формирование слоговой структуры слова. И определенный уровень сформированности развития фонематических процессов является крайне важным условием при освоении письмом и чтением.

Под фонематическими процессами понимается фонематический анализ и синтез (мысленные процессы выделения отдельных фонем/соединения частей в одно целое), фонематических слух (способность к слуховому восприятию фонем, речи), восприятие (способность восприятия на слух определенных фонем, независимо от призвуков), и фонематические представления (звуковой образ фонемы, воспринятый человеком ранее)

Для успешного усвоения ребенком письменной речи, необходимо обучение звуковому синтезу и анализу. Но для этого, анализ и синтез должны быть сформированы на достаточно устойчивом фонематическом восприятии звуков русского языка.

Одной из основных причин, приводящих к отставанию будущих школьников, является несформированность фонематических представлений и процессов в старшем дошкольном возрасте. Эта проблема была достаточно широко изучена отечественными и зарубежными педагогами современности. Исследования таких ученых, как Орфинской В.К., Цейтлин С.Н., Бельтюкова В.И., и других, подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение лексико-грамматического строя речи, дикции, артикуляционных укладов.

У детей с речевыми нарушениями отмечается незаконченность процессов развития восприятитя и артикуляции звуков, отличающихся артикуляционными и акустическими признаками. Ученые считают, что при нарушении определенного звука, в разной степени ухудшается его восприятие.

Также выделяются различные степени недоразвития фонематических процессов.

1 степень: в первую очередь нарушается фонематическое восприятие, также недостаточно сформированы предпосылки к овладению звуковым синтезом и анализом.

2 степень: в первую очередь нарушается речевая артикуляция, вследствие двигательных и анатомических дефектов речевых органов, и как следствие, фонематическое восприятие нарушается вторично.

Уже в старшем дошкольном возрасте можно диагностировать и проводить профилактику появления специфических нарушений фонетико-фонематических процессов и представлений.

Коррекция ФФНР достигается путём целенаправленной и систематизированной логопедической работы по развитию звукопроизношения и фонематических нарушений.

Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, необходимо включать стимулирующую дидактику.

Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались многие исследователи и ученые, вопрос рациональной и, соответственно, наиболее эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов остается актуальным.

Литература

  1. Касьянова, А.В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / А.В. Касьянова, Н.Н. Васильева, Е.Б. Головина // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. – Москва : «Буки-Веди», 2014. – С. 65-67.
  2. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков : Методы и дидактические материалы / В. А. Ковшиков. — Санкт-Петербург : Издательство : «Союз», 1995. – 98 с.
  3. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Изд- во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.