Группа №2 Капелька

Печать
Категория: Коррекционно-педагогическая работа
Просмотров: 17297

Подготовить ребенка к школе? Вопросы, требующие внимания родителей…

Как «убить» желание учиться

82% детей, прошедших обучение в дошколь­ной гимназии с достаточно жесткой системой требований, испытавших горечь неудач, уже знающих, что такое недовольство взрослых (и учителей, и родителей), не хотят идти в школу, не хотят учиться. И это не единственный негативный результат форсированной и очень интенсивной «подготовки» к школе, в ходе которой ребенка учат и читать, и писать (используя курсивное письмо), и считать, т. е. фактически проходят программу первого класса. «Натаскивание», неадекватные требова­ния и нагрузки не просто «убивают» мотив учения, они провоцируют многие школьные проблемы. Например, курсивное письмо в прописях, которое практикуется во многих группах, могут легко освоить не более 20% детей. Для остальных это создание комплекса проблем, с которыми в школе будут «бороться» педагоги и родители, а ребенок - страдать. Почему? «Каракули», которые закрепятся при письме курсивных букв у дошкольника, никакими уроками чистописания исправить нельзя. Заставляя ребенка читать, если у него не развито зрительно-пространственное восприятие, взрослые формируют неэффектив­ный механизм чтения, а иногда и дислексию (нарушение чтения).

Специальные исследования, проводившие­ся сотрудниками Института возрастной физиологии РАО в течение нескольких лет, показали, что подобная «подготовка» может затормозить развитие ребенка из-за чрезмер­ных перегрузок и несоответствия требований.

Обучение чтению

Пожалуй, самый дискутируемый вопрос при подготовке детей к школе - нужно ли учить чи­тать? Важно отметить основное - чтение требует хорошего развития внимания, зрительно-про­странственного восприятия, памяти, речи и дру­гих функций. Сам процесс чтения очень сложен, а навык формируется медленно, долго и совсем не прост для большинства дошкольников. Ребенка-дошкольника нельзя заставлять читать, если он не может, но нужно готовить к чтению. Подготовка должна быть многосторонней и включать развитие речи, артикуляционные упражнения, тренировку внимания и памяти, зрительного и пространственного восприятия.

Ребенок-личность

Доказано, что дети, окруженные добрыми и чуткими взрослыми, не скупящимися на улыбку и поддержку, вырастают более активными и самостоятельными.

Задача взрослых - поддержать стремление детей к успеху, удаче, не рассматривать неудачи как крах всех надежд, не укорять ребенка за неумение или незнание, не грозить будущими двойками. Подобная «подготовка» может дать обратный результат - ребенок не захочет идти в школу, а значит, ему очень сложно будет справиться с возникающими проблемами. Неверная тактика работы, несоответствие требований возможностям ребенка не помогают ему хорошо подготовиться к школе, а создают условия для возникновения школьных трудностей. Более 100 лет назад русский педагог Е.Н. Водовозова в своей книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста», вышедшей в 1901 году, написала: «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье». Эти слова и есть ответ на вопрос: «Чему и как учить до школы?»

Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу

  1. Не следует заниматься, если ребенок активно отказывается от занятий - стоит отнестись внимательно к такому отказу и разобраться в причинах.
  2. Важно помнить: ребенок не может сразу включаться в работу, поэто­му стоит предусмотреть время (минут 10) для подготовки к занятиям. Некоторые дети долго раскладывают тетради, карандаши, фломастеры и т. п., несколько раз все перекладывают. Взрослых это, как правило, раз­дражает, но ребенку такое «врабатывание» необходимо.
  3. Любое занятие нужно начинать с того, что ребенок уже знает, умеет, что у него хорошо получается. Необходимо создать положительный на­строй, это помогает ребенку включиться в работу.
  4. Любое задание необходимо не только объяснить, но и показать по­следовательность действий и весь ход их выполнения. В объяснении (в за­дании, инструкции) не должно быть ни одного непонятного слова. Любое слово, точный смысл которого ребенок не знает, может сделать непонят­ной всю инструкцию.
  5. Если инструкция, задание непонятны ребенку, нужно спокойно, без раздражения, терпеливо объяснить и показать все еще раз. Не следует укорять, отчитывать, ругать ребенка за непонимание. Это вина не ребен­ка, а взрослых, не умеющих объяснять!
  6. Переходить к более сложному заданию можно только после того, как без затруднений выполняется более простое задание. Усложнение должно быть постепенным, без скачков и резкого изменения сложности заданий.
  7. Необходимо несколько раз закрепить полученные знания, практиче­ские действия в самостоятельных формах работы, а затем время от време­ни в ходе занятий возвращаться к тому, что уже освоено, используя дру­гие виды деятельности.
  8. Важно помнить, что занятия с дошкольниками - не уроки, поэтому не может быть занятий по письму или математике. Это должны быть ком­плексные, системные занятия, на которых идет формирование познава­тельной активности и развитие интеллекта, совершенствование движе­ния и речи, памяти и внимания и т. п. Таким образом идет подготовка и к письму, и к чтению, и к математике.
  9. Не следует заканчивать занятие в ситуации неудачи («Ну ладно, хва­тит на сегодня, все равно у тебя не получится»). Найдите, за что похвалить ребенка на каждом занятии.
  10. Разговаривайте с ребенком спокойно, доброжелательно, будьте тер­пеливы. Выработайте четкие требования и правила работы, следуйте им. Поощряйте вопросы ребенка, старайтесь отвечать на них. Играйте, шути­те, смейтесь вместе с ребенком. Занятия должны быть радостью, а не тяж­ким трудом.