Наши новости

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает ни места,

ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего

возраста знаком с мячом. Опросы родителей за последнее время показали,

что играм с мячом уделяется мало времени. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить играть и своих детей.

Мяч может быть прекрасным инструментом в развитии речи ребенка.

Значение игр с мячом в развитии речи ребенка:

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

4. Регулируют силу и точность движения.
5. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует непроизвольное внимание.
6. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
7. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, мышечную силу.
8. Усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве:
Вратарь
Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая куда полетит мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в данном направлении.

Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг

Цель: закрепление умения ориентироваться (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения.

Ход игры: Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо Лене. Лена, лови мяч!»

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Мячик мы ладошкой «стук» повторяем дружно звук

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков.

Ход игры: Взрослый: «Когда услышите звук А, стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук».

Тихо-громко

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над голосом.

Ход игры: Дети пропевают заданный звук, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого. Сила голоса соизмеряется с направлением движения мяча. По мере движения мяча вверх сила голоса увеличивается и т.д.

Слог да слог—и будет слово, мы в игру сыграем снова

Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: Взрослый говорит детям: «Я произнесу первую часть слова: «СА», а вы вторую «ни». Затем взрослый поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый слог, а дети ловят мяч и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Мяч бросай и животных называй

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Можно использовать в рамках любой темы.

Ход игры: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает поочерёдно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Лови да бросай—цвета называй

Цель: составление словосочетания из существительного с прилагательным, обозначающим цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры: Взрослый, бросая ребенку мяч, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее по смыслу к данному прилагательному.

Хочется обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания весело, интересно провести время с ребенком.

Учитель-логопед: Мачехина Н.А.