Наши новости

Мамы и папы, бабушки и дедушки испытывают умиление, когда малыш начинает лепетать. Проходит время, родители замечают, что речь ребёнка понятна только им. И сразу начинают паниковать, искать хорошего логопеда или использовать тысячи рекомендаций из серии «кто-то сказал». Давайте всё же разберёмся, почему ребёнок не выговapивает [р] и как ему помочь без особого труда освоить этот неуловимый звук. 

Как и во всех процессах развития ребенка, в процессе формирования речи существует определенный график. Первый этап становления речи — 2-3 года. Если в этот период звук [р] не подчиняется, то не стоит бить тревогу. Это всего лишь подготовительный этап. Он не требует дополнительного вмешательства логопеда. Достаточно регулярной артикуляционной гимнастики в игровой форме. А вот если ребенку 5-6 лет и он по-прежнему не выговаривает [р], то необходимо посетить специалиста. 

На приёме логопед обнаружит проблему, из-за которой звук не удаётся произнести. Даже по звучанию речи можно определить разнообразие ошибок. Некоторые дети заменяют звук [р] на другой, чаще всего на [л]. Другие дети произносят [р] не во всех словах, а чаще всего в середине слова и проглатывают его на окончаниях. Если ребёнок произносит звук [р] с  помощью гортани, причиной неправильного произношения может быть слабо развитый дыхательный или артикуляционный аппарат. Родителям стоит знать, что посещение логопеда, в первую очередь, должно исключить серьёзную патологию — дизартрию. Неправильное произношение звука [р] может являться её признаком. 

Но вернёмся к первоначальному этапу становления речи, на котором произношение можно исправить несложной артикуляционной гимнастикой. 

Перед тем как мы приступим к описанию игры-занятия, давайте уточним некоторые моменты:

  1. Мамы спрашивают: «Как научить ребенка выговаривать звуки?» Стоит помнить, что произносим мы звук. А вот пишем букву. Изначально не стоит путать малыша просьбами произнести букву «р». Это поможет в последующем не путаться и грамотно отличать звук и букву.
  2. Занятия с малышом всегда должны быть ему интересны. Поэтому если какие-то упражнения ему не нравятся, не надо настаивать. Можно попробовать повторить их позже.
  3. Большое значение имеет регулярность тренировок. Постарайтесь ежедневно находить время для занятий.

Приступаем к играм-занятиям:

«Лошадка цокает»

Предложите малышу отправиться вместе с вами в путешествие на конях. Поочерёдно «присасывая» и отрывая язык от неба, подражайте цокоту копыт. Устройте соревнование — кто громче цокает или кто быстрее скачет (ускорьте тем цоканья).

«Кучер»

Лошадка скачет быстро-быстро! Давай остановим лошадку? Чтобы остановить лошадку, надо сказать «тпру». Давай попробуем! От губного [р] губы вибрируют. Ну а теперь поскакали дальше (повторяем упражнение «Цоканье»).

«Индюк»

Мы скакали-скакали-скакали. Смотри! Вот птичий двор. Какие птицы живут на птичьем дворе? Обязательно выслушайте предположения малыша. Да, действительно, тут куры, утки, гуси. А ещё большой индюк! И он говорит вот так! Показываем малышу образец — быстро выбрасываем язык между зубами и губами, звук похож на «бл-бл-бл». Обратитесь к малышу, предложите попробовать сделать так же.

«Прыжки»

Перед выполнением этого упражнения вымойте руки. Встаньте перед зеркалом и продолжите сказку. Мы гуляли по двору, а вот теперь давай зайдем в дом. Открой шире ротик-домик. А кто живет в домике? Правильно! Язычок. Давай найдём пол и потолок в нашем домике (малыш показывает пальцем). А теперь найди на потолке диванчики (термин «альвеолы» не подойдет для объяснения нахождения бугорков за зубами). А теперь пусть весёлый язычок попрыгает от диванчиков на потолке до пола и обратно! Обратите внимание ребёнка — язык находится на «диванчиках», а не на зубах.

«Ветер»

Пока мы были далеко-далеко, поднялся сильный ветер! Покажите ребёнку пример — растяните губы в полуулыбке, поставьте язык на «диванчики» и резко подуйте. Можете добавить элемент игры — дуть на листочек, на облачко-ватку. Чем сильнее поток выдыхаемого воздуха, тем сильнее вибрирует язык, получается глухой звук, похожий на «ТРРРРРР». Если вместо этого звука получается шипение, значит, язык убежал с «диванчика» и надо вернуть его на место. Погоняйте ватки — облачка. Победителем будет тот, чья ватка улетит дальше.

Придумывайте новый сюжет упражнений, чтобы малышу не надоедало. Так же, дополнительно к артикуляционной гимнастике, можно ежедневно несколько раз показывать картинки с животными, предметами, в названии которых есть [р]. Устраивайте состязания — кто дотянется до кончика носа языком, быстрее коснётся им подбородка. Налейте в тарелочку сок или молоко, поиграйте в котят, пусть победителем будет тот, в чьей миске молоко будет вылакано быстрее. Сочиняйте вместе «рычащие» сказки и «рычащие» поговорки. В разговорной речи акцентируйте внимание на звуке [р], но старайтесь делать это ненавязчиво. 

Надеемся, эти простые советы Вам понравятся и помогут. Главное, терпение и регулярность. Всё получится!

Учитель-логопед Мачехина Наталья Александровна