Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более лёгкому запоминанию стихотворений. Чувство ритма закладывается ещё внутриутробно, через мамино сердцебиение, разговоры. Дети любят играть в различные игры с хлопками, притопами, отстукиваниями, повторять за взрослыми. Существует огромное количество потешек, стихов, с помощью которых нянчили детей еще наши прабабушки, но которые остаются актуальными и сегодня. Постоянное общение родителей с ребенком, особое построение фраз в стихах, рифмы - все это способствует развитию дошкольника.

Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»

Выполняются движения соответственно тексту
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!

«Ритмическое проговаривание слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание ребёнка на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

3/4  ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить ребёнку самому придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

Упражнение «Отхлопай свое имя»

Ребёнок хлопает (топает)- своё имя.

Упражнение «Ритмические импровизации».

Взрослый задает ритм хлопками. По сигналу ребёнок хлопает в ладоши в заданном ритме.

Упражнение «Дождик».

Взрослый говорит: «Набежали тучки, и пошёл дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!» (Ребёнок вместе с взрослым хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)

Капля — раз! Капля — два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Упражнение «Скворушки».

Взрослый читает стихотворение. Ребёнок ритмично поднимается на носочки и опускается на пятки в текст чтению.

Сквору-сквору-скворушки,

Распушили пёрушки,

Птицы в стаю собрались,

Птицы к югу понеслись.

Упражнение «Ну-ка, повтори!».

Все играющие хором повторяют:

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полнойтишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст («Тра-та, та-та-та, тра-та…») и в нужный момент должны воскликнуть хором последнее «тра-та».

Упражнение «Прохлопай-простучи»

«Шла весёлая собака»

(стихотворение Н.Пикулевой)

Взрослый предлагает ребёнку прохлопать или простучать стихотворение.

Шла весёлая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!

Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

«Ёжик» Георгий Виер

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Дети под чтение взрослым стихотворения выполняют соответствующие движения.

«Колобок»

Необходимо проговаривать и прохлопывать стихотворение в разных вариантах. Затем выполнить следующие движения.

Колобок, колобок,  ребёнок марширует

У тебя румяный бок.

Ты от бабушки ушел,  притопывает ногами, делая

Ты от дедушки ушел.  акцент на последнюю четверть.

Упражнение «Белочка»

Ребёнок с разной интонацией повторяет слова «цок-цок...»

Я веселый зверек —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        Хлопает в ладоши перед грудью.

Я пушистый зверек —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        3 хлопка у одной щеки, 3 хлопка у другой.

Я красивый зверек —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок!

Очень ловкий зверек —        Ударяют указательными пальчиками друг о друга.

Цок-цок-цок, цок-цок-цок!

Хочешь, белочка, орешков? —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Сгибают руки в локтях, ритмично сжимают и разжимают пальцы.

Хочешь беленький грибок? —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        Ударяют кулачками друг о  друга.

По деревьям прыгать любишь? —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        Хлопают ладонями по коленям.

А охотников боишься? —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок!        Легко встряхивают опущенными кистями.

Учитель-логопед Федосеева Ирина Юрьевна