В последние десятилетия возросло число детей, рождающихся с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. В комплексной логопедической работе применяются различные виды массажа:
Логопедический массаж мимической, артикуляционной мускулатуры;
Точечный;
Массаж с использованием механических приспособлений(зондов, шпаталей и т.д.).
Самомассаж
Самомассаж—это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим
ребёнком. Это средство, дополняющее воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является прежде всего стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его
в режимные моменты.
Самомассаж наряду с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой может быть включен в совместную деятельность взрослого и ребенка. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 3-4 раза. Необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических правил: перед проведением самомассажа ребёнок должен вымыть руки и лицо.
Обучая ребенка самомассажу, взрослый на себе показывает каждый прием и комментирует его.
Самомассаж мышц, головы, шеи, лица (отдельные упражнения)
1. «Молодец я». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения должны быть одновременными, медленными, поглаживающими
Молодец я, молодец!
Съел всю кашу наконец!
2. «Горка». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
Мы на горку забрались,
А потом скатились вниз.
3. «Помощники». Поглаживающие движения пальцев от середины лба к вискам.
По дорожкам мы пройдем
И порядок наведем.
4. «Художники». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
Достанем мы карандаши
И всё раскрасим от души.
5. «Иголочки для ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
Нарисуем ёлочке
Колкие иголочки.
6. «Дождь». Пальчиковый «душ» (лёгкое постукивание или похлопывание
кончиками пальцев по лбу).
Барабанит дождь по крыше
То погромче, то потише
. 7. «Улитки». Провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем
поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
Целый день ползли улитки
По дорожке до калитки
8. «Очки». Указательным пальцем провести легко от виска по краю
скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
Чтобы глазки не болели,
Мы очки с тобой надели.
Самомассаж ушных раковин
1. «Морозко». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
Чтоб не мерзли наши ушки,
Растирать их будем лучше.
2. «Сережки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз, выполнить 4-6 раз.
Подарил Серёжка
Анечке сережки.
Тяжёлые серёжки
На длиннющей ножке.
3. «Спрячем ушки». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-5 сек.
Мы ладошки прижимаем,
Ушки плотно закрываем.
Ти-ши-на…
Эти и другие приемы логопедического самомассажа можно найти в книге А.Османовой, Л.А.Поздняковой Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений. - СПб.: КАРО, 2013.—88с.: ил.—(серия «Мастер-класс логопеда)
Федосеева Ирина Юрьевна