Контактная информация:
634024 г. Томск, ул. Профсоюзная, д. 16\1, телефон: (3822) 46-14-83, e-mail: mdou93@mail.tomsknet.ru

Полезные ссылки

Система Orphus

Памятки для родителей

Памятка для родителей о порядке приема детей в 1 классы

 

Ребенок не говорит. Что делать

 

Развитие речевого дыхания

Обновлено 11.11.2016 21:12
 

Игры для развития словарного запаса

 

Игры для развития фонематического восприятия

 

Игры для неговорящих детей

Обновлено 11.11.2016 21:03
 

Памятка для родителей «Безопасность ребенка на воде»

Памятка для родителей

«Безопасность ребенка на воде»


Летом люди, как правило, много времени проводят у воды. Купанье в жаркую погоду приносит не только облегчение и удовольствие, но и является оздоровительным средством для организма. Однако, купание – одно из опасных занятий, в особенности, для детей, и даже умение плавать не является гарантией полной безопасности. Поэтому, прежде чем брать своего ребёнка на пляж или на прогулку к водному источнику, родители должны изучить правила безопасности детей на воде.

Изучаем правила безопасности на воде:

  • В первую очередь объясните, что нарушение детьми правил безопасности на воде чревато серьезной угрозой жизни и здоровью.
  • Расскажите ребёнку, что купаться можно лишь в местах, пригодных для этого. В других местах на дне могут находиться брёвна, осколки, ямы.
  • Нельзя входить в воду во время шторма или грозы.
  • Если ребёнок плохо плавает, ему не нужно заходить глубоко в воду и даже, имея надувной матрас или круг, следует плавать как можно ближе к берегу.
  • Если температура воды ниже 18 С, то в такой воде не купаются - ведь могут начаться судороги. Температура воздуха должна составлять при этом – 20-25 С и выше. При судорогах нужно лечь на спину и плыть к берегу, руками растирая сведённую судорогами часть тела.
  • На дне водоемов часто растут водоросли, и многие пловцы в них запутываются. Чтобы освободиться, нужно спокойно, мягко, без резких рывков плыть на спине к берегу, либо с помощью рук в положении на спине постараться избавиться от водорослей.
  • Если в воде купаются несколько детей, объясните им, что игры с захватами и борьбой в воде опасны, какими бы весёлыми они ни были.
  • Чтобы избежать перегревания на солнце не стоит купаться в период с полудня и до 16 часов вечера, обязательно пользоваться солнцезащитными кремами и надевать головной убор.

Зачем ребёнку знать правила безопасности на воде?

Зная правила безопасности детей на воде, ваш ребёнок будет застрахован от несчастных случаев, даже если  хорошо плавает или вообще очень редко ходит на пляж. Следует сказать, что любой ребёнок до шестнадцати лет во время купания нуждается в контроле со стороны взрослого, который предотвратит нарушение правил безопасности ребёнком на воде, а также окажет помощь в случае непредвиденной ситуации.

 

Памятка для родителей "Летний отдых с детьми"

Памятка  для родителей

"Летний отдых с детьми"

  • О путешествиях с детьми
  • Солнце хорошо, но в меру
  • Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми

Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.

Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о  маленьком ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу.Любой ребенок приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни дети становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей происходит по – разному. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Однако если старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге.  Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться  во время приёма световоздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

 

Рекомендации по формированию у ребенка основ безопасного поведения в окружающем мире

Рекомендации по формированию у ребенка основ безопасного поведения в окружающем мире

Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Это можно осуществлять в беседах с детьми, играх, моделировании ситуаций, чтении художественной литературы. Интересен для детей открытый диалог с использованием простых и понятных примеров (в том числе сказок, историй, детских телепередач, книг). Показательно иллюстрируют тему детской безопасности всем известные сказки: «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и др. Полезен метод «ориентации на местности»: на улице обращать внимание ребенка на ситуации и места с точки зрения «правильного» восприятия и поведения. Ежедневные «минутки безопасности» помогают формировать представления о личной безопасности у детей.

Рекомендации по формированию у ребенка основ безопасного поведения:

  • Использовать вместо «страшилок» вроде «В парке опасно!», «Тебя могут похитить!», конкретные и понятные рекомендации типа: «Если кто-то подойдёт к тебе, то следует…», «Ты можешь обратиться за помощью…», «Есть такие люди, которые могут сделать вот так…».
  • Не перегружать информацией, особенно негативного характера. Дополнительную информацию добавлять, основываясь на реакции ребёнка на Ваши слова и его возможные вопросы.
  • Все оговорённые правила безопасности написать на отведённом специально для них листе и повесить дома на видном месте, или дать в уменьшенном варианте ребёнку с собой.
  • Главное правило, которое должно быть освоено ребенком, - это постоянно быть на виду у взрослых.
  • С возраста 5-6 лет ребёнок должен чётко знать своё имя и фамилию, адрес проживания. А также телефоны экстренной помощи, запомнить которые можно в любой игровой форме
  • Хвалить ребёнка, давать ему достаточно поддержки и одобрения, обнимать. Существует доказанный факт: дети с низкой самооценкой – лёгкая добыча преступников.
  • Полезное правило, которое неукоснительно должен выполнять ребенок, - близкие всегда должны знать, где он находится в любой момент времени. Сообщая детям не разговаривать с посторонними людьми, забываем, что они видят, как мы делаем это повседневно, в автобусе вступаем в диалог с кондуктором и т.д.
    Вот почему вместо приказа "не разговаривать" с незнакомцами необходимо внушить им понятные правила типа: "Всегда подойди к близкому для тебя взрослому и спроси разрешения, прежде чем пойти куда-то с кем-либо или заговорить".
    Вот наилучшее определение незнакомца для ребёнка в возрасте до 5 лет: это тот человек, которого мы не знаем.
  • Правило: "Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!" не работает, если ребенок потерялся, хотя бы потому, что  ему придется обратиться за помощью к незнакомцам.
    В этой ситуации нужно научить его обращаться за помощью к женщинам.
    Еще одна особенность развития малышей состоит в том, что им трудно понять, как это Как предупредить ребенка о возможности сексуального насилия и научить избегать его?
    Объяснить, что некоторые взрослые могут угрожать самому ребенку или его родителям, чтобы заставить его хранить молчание. Ребенок должен понять, что есть такие тайны, которые нельзя соблюдать. Например, если чьи-то прикосновения ему неприятны или кто-то предлагает сделать что-то неприятное.  Объясняйте своим детям, что тайн от родителей быть недолжно!
  • Обезопасить ребенка от "заманивающих" преступников можно, если он хорошо усвоит правило, которое не раз доказывало свою эффективность:
    "Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!
    Чтобы ваш ребенок не стал объектом нападения, надо убедить его избегать во что бы то ни стало опасных мест. А ими могут быть: безлюдные пустыри, придорожные лесопарки, новостройки, заброшенные дома, чердаки, подвалы.
  • Спросить у детей, как по их мнению выглядит преступник?
    Большинство детей ответят, что он  страшный, со зверским лицом и ножом. На самом деле, нападающие на детей преступники выглядят, как обычные люди. Они ничем не отличаются от других. Наоборот, они ведут себя вежливо, даже ласково.
    Вот этот разрыв между образом преступника, опасного человека, и действительностью часто играет роковую роль: ребенок доверчиво откликается на приветливое обращение.
    Цель "безопасного" воспитания дошкольника - внушить  уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать  правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
  • Помогать детям убедиться в их личной безопасности. Рассказать, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана вокзалов, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. п.
 

Плоскостопие

 

Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе

Специалисты в области образования предлагают рассматривать проблему подготовки детей школе, исходя из индивидуальных потребностей ребёнка, с учётом его индивидуального способа познания.

Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён (по наблюдениям родителей и педагогов) способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умением держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.

С самого раннего детства каждый ребёнок явно обнаруживает свои сенсорные предпочтения т.е. то, к какой именно информации его влечёт зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как "зритель", "слушатель" и "деятель".

Иногда ребёнок отдаёт настолько решительное предпочтение какому-нибудь одному способу обучения, что остальные каналы получения информации как бы "блокируются", что приводит к одностороннему развитию.

Речь не идет о том, что какой то из этих способов познания правильный или неправильный. Не говорится и о целенаправленной выработке в ребенке определенного способа познания. Однако существует связь между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, и успешной учебой ребенка. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьезного внимания со стороны родителей!

Есть ли какая то связь между полом ребенка и приобретенным способом познания? Правда ли, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики? Здесь нет однозначного ответа. Но замечено, что девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше мальчиков. С другой стороны, у мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более четкое чувство пространства, чем у девочек. Таким образом, мальчики чаще всего относятся к зрителям, обладающим определенными навыками, которые затем помогут им в школе, или к деятелям, которым учение не будет даваться столь легко.

Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин-спортсменок и актрис, а также глубоко восприимчивых мужчин ораторов и композиторов. Важно напомнить, что способы познания навсегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель или зритель-cлушатель.        Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, вполне определенный и четко выраженный способ познания.

Основные особенности "зрителя"

"Зрители" познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать своё понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев. Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл), лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные горы, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видеоигры.

Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонкомоторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особе внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

Основные особенности "слушателя"

"Слушатели" познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Слушателей-младенцев успокаивает музыка знакомые голоса, они радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, бистро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, например, "Мама, мама, можно мне?" или игры с отгадыванием слов. Слушатели получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.

Основные особенности "деятеля"

"Деятели" познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активнее движение, а значит, активность крупной мускулатуры плечей, рук, ног, стопы и т.д. Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве "деятели" чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Основные проблемы, с которыми "деятелям" приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные "деятели" неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, неистовый темперамент большинства "деятелей" обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. "Деятели" эмоционально неустойчивы гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.

"Деятели" постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятием зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Способ познания родителей и его влияние на ребенка

Какой способ познания у вас, у родителей? Вы скоро убедитесь, что свойственный вам способ познания может существенно повлиять на коммуникабельность вашего ребенка и его успехи в школе, а также в значительной степени определяют вашу способы ость помочь своему ребенку в познании окружающего мира. Хорошо, если способы познания кого-то из родителей и ребенка совпадают. В этом случае мать или отец, вспоминая юные годы, могут адекватно и реалистично реагировать на поведение ребенка в коллективе и его способы познания. Однако, для всестороннего и сбалансированного развития ребенка, которое ему так пригодится в будущем, необходимо привить навыки, свойственные всем способам познания. Чтобы справиться с этой задачей, родителям, так же как и их ребенку, придется обратиться к чуждым им способам познания. А что если способы познания матери или отца не совпадают со способом познания их ребенка? Вероятней всего, в процессе воспитания они столкнутся с еще большими трудностями, обусловленными простим фактом врожденные способности одного человека могут сказаться врожденными недостатками другого. В таком случае только терпение и самодисциплина научат вас понимать ребенка и помогать ему.

Способы познания родителей играют важную роль, ведь по ним можно судить, какие именно раздражители выбираются для ребенка. Когда взрослые помнят об этом, им легче понять проблемы своих детей. Некоторые родители довольно часто говорят, что испытывали трудности в тех же областях знаний, что и их дети: "Мне тоже с трудом давалась математика, ничего не мог запомнить. Стыдно признаться, но я даже в старших классах считал на пальцах". Или от родителей, у которых ребёнок с плохими навыками чтения можно слышать: "Я понимаю свою дочь. Я тоже не знаю, как произносится половина слов. Так что сама помочь ей не могу!".

Вспомните, как часто вы думаете: "Господи, она вылитая мать (дедушка, или тетя)!" когда видите безуспешные попытки ребенка устоять на коньках, или когда не можете оторвать его от книги, или когда слышите, с какой яростью она барабанит по клавишам своими непослушными пальцами. На самом деле, подобные сравнения приходят вам в голову далеко не случайно. Они говорят о том, что у детей существует и проявляется способ познания! Таким образом, вы и ваш ребенок можете отдавать предпочтение одному и тому же способу познания, а значит, соответствовать друг другу, как соответствуют отдельные кусочки пазла (головоломки). Но с той же вероятностью, ваши способы познания могут не совпадать, и у ребенка будет больше сходства с кем-нибудь из ближайших родственников. Несоответствия способов познания особенно часто проявляются в семьях, воспитывающих чужого ребенка, так как здесь исключено влияние генетического кода и выбор носит случайный характер.

У вас и у вашего ребенка могут совпасть, а могут и не совпасть сенсорные предпочтения, но совершенно очевидно, что они будут оказывать влияние на все стороны его жизни, начиная с поведения в обществе и кончая выбором увлечений и способностью преодолевать жизненные трудности. Сенсорные предпочтения могут повлиять и на взаимоотношения в семье, поскольку общение между ее членами происходит в соответствии с их способами познания. Свой собственный способ познания, а также способ познания ребенка вы определите при помощи блиц тестов, а затем, что очень важно, узнаете, как можно усовершенствовать врожденные и развить новые способности к познанию у ребенка.

Обновлено 11.05.2012 11:31
 

Родителям об индивидуальных особенностях детей

С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет, но заметны еще раньше.

Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Таких свойств три:

  • сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
  • уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;
  • подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента:

  • холерик – обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;
  • сангвиник – характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;
  • флегматик – имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;
  • меланхолик – отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Остановимся подробнее на основных свойствах темперамента детей. Если в поведении вашего ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость задиристость, нетерпеливость, конфлитность, горячность, значит у вас холерик. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.

Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности – средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, имеет, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и  жестами. Особенность адаптации ребенка-сангвиника к детскому саду – легкая, быстрая.

Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, малоэмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры. Предпочитает одиночество. Медленно запоминает, но схватывает целое. У ребенка-флегматика хорошо развита долговременная память, движения не расторопны, неторопливые, солидные. Речь спокойная, даже медленная, без жестов и мимики. К детскому саду такие дети адаптируются очень долго.

Если ребенок - меланхолик, то его основные черты робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность.  Для таких детей характерен высокий уровень тревожности. Они предпочитают тихие, уединенные игры. Общительны лишь с близкими людьми. Их движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая, неуверенная. К дошкольному учреждению они адаптируются с трудом.

Учеными доказано, что от темперамента зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
  • тепм и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  • направленность психической деятельности на определенные объекты.

Как же надо вести себя родителям с детьми с различными типами темперамента?

Главное – принимать ребенка таким, какой он есть. Но помня о том, что темперамент сравним лишь с гранитом, нужно попытаться отшлифовать его грамотными методами воспитания. Не следует стараться изменить врожденный темперамент ребенка на более угодный взрослым и превратить, например, холерика в сангвиника, сангвиника в флегматика или меланхолика и наоборот. Нельзя говорить о минусах ребенка, особенно при посторонних людях, ругать его, постоянно раздражаясь от того, что он не такой, каким его хотели бы видеть. Не следует пытаться переделывать ребенка, ломать его. Тем самым можно вызвать активное сопротивление или психологический кризис. В процессе воспитания важно учитывать то, что нервная система у дошкольников пластична и можно отшлифовать, завуалировать недостатки.

Так, при воспитании ребенка-холерика следует замедлить темп «его кружения по жизни», расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки. Направить бьющую ключом энергию малыша на нужные, полезные дела, учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил. Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить, как надо владеть собой, чтобы не вспылить, погашать любую агрессивность. Необходимо подбирать игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций. Родителям важно помнить, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие окружающих. Такого ребенка нужно учить вежливости.

В процессе воспитания сангвиника следует стремиться  вырабатывать устойчивые интересы. Учить терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. При этом родителям необходимо учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм ребенка-сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали, стать источником как легкомыслия, так и непостоянства.

Если в семье растет маленький флегматик, родителям нужно пытаться сформировать у него любознательность и сделать инициативным. Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как рационально распределить время, чтобы не попасть в цейтнот.  При этом важно не раздражаться черепашьим темпам ребенка-флегматика, а ускорять их, применяя игровую деятельность, например, игры наперегонки. Играть с ним в игры, где требуются быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Нужно учить малыша полнее выражать эмоции и чувства: радоваться, грустить, жалеть кого-то и быть добрым. Стараться привить ребенку навыки общения и развивать его коммуникабельность. Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение. Следить за тем, чтобы он не оставался инертным, вялым, иначе эти качества могут превратиться в леность.

От меланхолика не надо требовать того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность. Родителям следует поддерживать его, одобрять, быть с ним ласковее и мягче. Необходимо нацеливать ребенка на выполнение лишь посильных заданий и помогать вовремя справляться с ними. Учить преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе. Поддерживать его самостоятельность. Важно воспитывать в ребенке-меланхолике инициативность, общительность, доверчивость и смелость. Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха. Ни в коем случае, даже из благих побуждений, нельзя запугивать его. Родители должны стараться в разных ситуациях вызывать у ребенка больше положительных эмоций. Важно учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность меланхолика могут закрепиться в нем на всю жизнь.

Обновлено 11.05.2012 11:25
 

Стиль поведения с неуверенными в себе детьми

  • Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте его. Необходимо, чтобы ребёнок выполнял доступные задания и получал от этого удовлетворение.
  • Не перехваливайте ребёнка, но не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
  • Поощряйте в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чём – то лучше его.
  • Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно лишь с ним самим, каким он был и, возможно, будет.
 

Стиль поведения с застенчивыми детьми

  • Расширяйте круг знакомым вашего ребёнка, берите его в гости к знакомым, чаще приглашайте к себе друзей, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно реагировать на новые места.
  • Не беспокойтесь за ребёнка постоянно, не стремитесь полностью оберегать его от различных опасностей, не старайтесь сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения, дайте ему определённую свободу действий.
  • Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в собственных силах.
  • Привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми.
  • Стремитесь сими стать для ребёнка примером общительного человека.
  • Наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребёнком.
 

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребёнку.

Общаться с таким ребёнком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребёнок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впадать в эйфорию.

В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль полведения, так как гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо помнить о том, что делать это надо не слишком эмоционально.

Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребёнку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10 – ти слов. Не давайте инструкции сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и пойти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребёнком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть чётко сформулированными, продуманными. Ребёнок должен чётко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

Постепенно взрослый должен выработать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребёнка на конструктивный лад. Например, если ребёнок кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребёнку несколько действий на выбор.

Гиперактивному ребёнку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребёнка  о начале новой деятельности. Причём очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы родителей ребёнка необходимо поощрить (не обязательно материально).

Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком – соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребёнку.

Желательно выработать с ребёнком систему поощрений. Например, за каждое хорошее и своевременно выполненное действие ребёнок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребёнка.

Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребёнком взрослому необходимо сохранять спокойствие, так как эти дети в большей степени склонны к манипулированию.

При подборе игры следует учитывать особенности гиперактивных детей: неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидаться своей очереди  и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребёнком, затем включать его в деятельность с 2 – 3 – мя детьми, а затем и с большей подгруппой.

Гиперактивный ребёнок требует особого бережного отношения к себе из – за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет лёгкий массаж, приятные тактильные ощущения,  психогимнастические игры.

Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обучить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначения эти игры способствуют налаживанию отношений с ребёнком.

Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребёнка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.

Среди психолого – педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую терапию. Её цель – изменение отношения окружающих ребёнка в семье и учебном заведении. Комплексный подход – необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:

  • Постоянный обмен информацией;
  • Выработку единых принципов в отношении ребёнка: система «вознаграждений», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.

Программа «вознаграждения» обязательно должна включать в себя следующие моменты:

  1. Каждый день перед ребёнком ставится определённая цель, которую он должен достичь.
  2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.
  3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
  4. Родители педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребёнка.
  5. При значительном улучшении в поведении ребёнок получает давно обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребёнка - дошкольника могут быть следующие: помощь родителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, активное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребёнком избегайте директивных высказываний. Дайте ребёнку почувствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто, кроме него, не сможет выполнить то или иное поручение. Старайтесь избегать одёргиваний.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребёнка. Примеры: вечерний просмотр телевизора на полчаса дольше положенного времени, приготовление любимого десерта, поездка, посещение каких – либо мероприятий, покупка долго ожидаемой вещи или игрушки и т. д. Но если вы что – то обещали ребёнку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!

При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).

Рекомендуется написать список того, что родители ожидают от ребёнка в плане поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме объяснить ребёнку, при этом стараться, как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать» - «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка родители и педагоги следят за неукоснительным выполнением ребёнком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического наказания следует отказаться.

И родителям, и ребёнку необходимо научиться таким психотерапевтическим методикам, как визуализация, медитация, аутогенная тренировка;

  1. Визуализация: мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Это создаёт эффект для восстановления умственного и физического равновесия.
  2. Медитация: погружение в состояние спокойной сосредоточенности.
  3. Аутогенная тренировка: сознательное управление некоторыми функциями организма. Достижение – мышечное расслабление. Саморасслабление для гиперактивного ребёнка – это позитивный опыт самоконтроля и своеобразная игра.

Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребёнка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребёнком

1.Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать лекарства.

2.Убрать из поля зрения все лекарственные средства и предметы, которые могут причинить ребёнку вред.

3.Главное лекарство ребёнка – это ваше полноценное общение с ним. Важнее всего – это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.

4.Лубое разногласие усиливает у малыша негативные проявления.

5.Продумать режим дня ребёнка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям чётко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.

6.Используйте возможности игры в полной мере:

  • Дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребёнку помогут ребёнку научиться сосредоточиваться и быть внимательным;
  • Подвижные и спортивные игры помогут ребёнку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок занимался каким – либо видом спорта, лучше, ели это будет плавание, бег, велосипедный спорт;
  • Сюжетные игры помогут вашему ребёнку научиться налаживать контакт со сверстниками.

7.Займитесь с ребёнком рисованием. Начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.

8.Читайте вместе с ребёнком  его любимые сказки.

9.Лучше ограничить пребывание ребёнка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.

10.Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребёнок взаимодействовал с какой – нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.

11.Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребёнком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.

12.Не замыкайтесь в себе, поговорите с особенностями своего малыша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра ваше6му ребёнку.

13.Поручите ребёнку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

14.Заведите дневник контроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи в детском саду и дома. Придумайте графы и знаковую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребёнку его успехи.

15.Введите балльную или знаковую систему вознаграждения, с помощью которой вы сможете каждый хороший поступок отметить.

16.Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или заниженных требований.

17.Чётко определите для ребёнка рамки дозволенного.

18.Не навязывайте жёстких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.

19.Вызывающее поведение вашего ребёнка – это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

20.Оберегайте ребёнка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.

21.Старайтесь дома создать спокойную атмосферу.

22.Следите за сном ребёнка, он должен высыпаться.

23.Развивайте у ребёнка осознанное торможение. Перед тем, как что – либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.

24.Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.

25.Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте ребёнка.

26.Найдите занятие, в котором бы ребёнок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котом у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.

 

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

  1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
  2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно мы начали книгу с критериев отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.
  3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
  4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
  5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
  6. Интеллектуально-физические и
  7. психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
  8. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
  9. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
  10. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
  11. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
  12. Неблагоприятные погодные условия.
  13. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

  1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
  2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
  3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
  5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
  • в игре с половыми органами;
  • в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  • в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог дошкольного учреждения при участии родителей и воспитателей группы.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий. То же самое необходимо соблюдать и дома.

С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

Режим дня детей в дошкольном учреждении и дома должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное дня них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.

Обновлено 11.05.2012 11:11
 

Принципы общения с агрессивными детьми

  • Помните, что запреты и повышение голоса – самые неагрессивные способы преодоления агрессивности. Агрессивность вашего ребёнка будет снята только тогда, когда будут понятны причины его.
  • Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию: разрешите ему побить подушку или разорвать «портрет» врага, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность снизится.
  • Подайте ребёнку личный пример правильного поведения: не допускайте вспышек гнева или недружелюбные высказывания о друзьях или коллегах.
  • Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими.
  • Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении, старайтесь объективно разобраться в причинах возникновения конфликта.
  • После конфликта обговорите с ребёнком причины его возникновения, укажите ребёнку на его неправильные действия, которые привели к ссоре. Попытайтесь найти способы выхода из конфликтной ситуации.
  • Пусть ваш ребёнок всегда чувствует, что вы его любите. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
 

От вины к ответственности

Все комплексы родом из детства

Инициативный ребенок строит планы, ставит цели и упорно стремится их достичь. И тут же обнаруживает, что на многие его желания наложено «социальное табу». Нельзя, например, жениться на собственной маме, нельзя визжать и резвиться, когда находишься в магазине или в гостях. Ребенок знает, что многое из того, что ему хочется, родители не одобрят. Он готов идти наперекор, и только начинающие формироваться в этом возрасте самонаблюдение и самоконтроль заставляют его сдерживаться.

Но (вот беда!) в глубине души желания остаются. И этот разлад «знаю, что плохо, но все равно хочу» заставляет ребенка чувствовать себя виноватым. Особенно если родители стыдят и отчитывают малыша за проказы. А если это происходит изо дня в день, то чувство вины прочно поселяется в душе крохи.

Кто виноват?

Что делать ребенку, который не удержался в рамках приличия (которые ему навязывают взрослые)и теперь чувствует себя виноватым? Вина – разрушительная эмоция, и дети, инстинктивно чувствуя это, стараются избавиться от нее.

1. Способ. Раскаяние.

Слезы помогают не всегда. Бывает, что след от обиды остается на долгие-долгие годы, превращаясь в комплекс неполноценности.

2. Способ. Самонаказание.

«Виноватость» настолько дискомфортна, что ребенок ищет, как бы себя наказать и тем искупить вину. Он буквально нарывается на неприятности. Может упасть, сильно удариться, подраться. Он вызывающе ведет себя, делает все наперекор. Он провоцирует родителей на то, чтобы его наказали.

Словно он сказал себе: «А, я плохой? Раз вы так считаете, то и буду плохим. Вот накажете – тогда посмотрим».

3. Способ. Переадресовка.

В своих ошибках ребенок начинает обвинять не себя, а другого. И делает это совершенно искренне, потому что сам в это верит. Вот почему дети так часто оправдываются и доказывают «я не виноват, он сам…».

Если ребенок часто оказывается «в виноватых», то со временем «виноватость» укореняется. Он привыкает обвинять – себя, других людей или обстоятельства. Он теряет уверенность в себе и превращается в безынициативного человека.

Что делать?

Как же поступить в таком случае родителям: не по головке же погладить за провинность? Конечно, выразить свое  недовольство необходимо, но есть некоторые правила:

  • не стыдить, вызывая чувство вины;
  • четко и внятно сказать ребенку, что он сделал не так и чем вы недовольны;
  • всегда дайте возможность исправить дурной поступок;
  • показать и подсказать, как это можно сделать;
  • впредь не провоцировать ребенка, помня о его возрастных особенностях (не надо приглашать ватагу малышей в комнату с дорогим сервизом или оставлять доступ к маминой косметике);
  • проверить (проанализировать) свои действия. А не слишком ли много вы запрещаете?
  • помнить, что дети не могут сидеть на одном месте и скучать;
  • займите ребенка делом, подскажите идею, организуйте… в общем, помогите.

Ответственный человечек

Вот так незаметно мы с вами подошли к важному понятию: ответственность.

Теперь , когда у малыша появилось два полезных «само» - самонаблюдение и самоконтроль, самое время приступить к формированию у него чувства ответственности, которое мы часто путаем с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребенка.

 

А детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о малыше и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем маленькой личности ее неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя.

Как воспитывать ответственность

1. Ребенок должен ощущать себя равноправным членом семьи.

Должен знать, что окружающие нуждаются в нем. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. «Помоги мне накрыть стол к чаю», «Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?», «Эту обувь мы помоем вместе…». Посильное дело для малыша всегда найдется.

2. Не надо торопить, позвольте ребенку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе.

А если у него не получается как нужно, ваша задача – убедить, что он растет, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. Но в первую очередь помните об этом сами.

3. Вместо того, чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу или за некорректный поступок, сделайте так, чтобы ребенок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведет безответственность. Например, не поставил у батареи сапожки – они остались мокрые и он пропустил прогулку.

4. Поручайте ребенку посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведет и себя, и других. Не надо, жалея ребенка, брать всю ответственность на себя.

5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы – «напоминалки». Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме или убраться у себя в комнате.

6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребенком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький. А это опять же снизит его самооценку.

7. Когда ребенок не справился с работой или повел себя безответственно, постарайтесь понять его и покажите, как надо делать. Пусть ребенок знает, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него все получалось, что вы понимаете его, верите в его силы.

8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка забота о других (в том числе и самом себе) связывалась с положительными эмоциями. Мы часто критикуем детей за ошибки, а к тому, что малыш делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который ребенок принес из детского сада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестренкой, как старательно укачивал ее в колясочке. Так называемая обратная связь – это очень важно для малыша.

Трудно вырабатывать ответственность у ребенка, если:

  • вы постоянно требуете больше того, что ребенок способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню. Малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же делом. Разнообразьте его работу, или, поблагодарив, отпустите поиграть. Вы можете поручить навести порядок в своем уголке (или своей комнате), но учитывайте, что «порядок» в понятии взрослого – это одно, а у детей – совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты – это тоже порядок. Так что не судите «со своей колокольни».
  • вы не проверяете, не контролируете процесс. Ребенок пока еще не умеет контролировать сам себя, а потому ему просто необходима ваша поддержка.
  • вы забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).
  • вы никогда не советуетесь с ребенком. Не надо думать, что «он такое насоветует!». Поверьте, дети очень любят быть хорошими и гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

И давайте помнить, что даже родители не всегда задумываются о своих словах и поступках. Взрослые бессознательно  передают свои привычки (и не только положительные и полезные) детям, а потом ругают за свои собственные же промахи. И еще, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз или наград, она бережно взращивается, идет изнутри, от сердца маленького человека. И поэтому должна подкрепляться нашим ежедневным примером.

Обновлено 11.05.2012 11:02
 

Общие психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей

  1. Оценивайте не личность ребёнка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.
  2. Ребёнку нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих – то целей.
  3. Ребёнок – самое деятельное существо в мире. Задача воспитателя – включить его в развивающую и воспитательную деятельность.
  4. Нет ребёнка, у которого не было бы любимого занятия. Найдите его.
  5. Ребёнку важно, чтобы его успех был замечен.
  6. Влияйте на мотивацию деятельности и поступков ребёнка.
  7. Не бойтесь конфликтовать с ребёнком, но конфликтуйте конструктивно.
  8. Привлекайте детей к принятию решения, учитывайте их мнения.
  9. Поощряйте самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества  детей.
  10. Старайтесь воздействовать на ребёнка советом, просьбой, побуждением к действию.
  11. Рассматривайте ребёнка как равноценного партнёра в общении, т. к. вы от него можете узнать много интересного.
  12. Не сравнивайте ребёнка с другими, а только с самим собой.
  13. Умейте занять позицию ребёнка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.
  14. Умейте слушать и слышать ребёнка.
  15. Уважайте ребёнка, проявляйте готовность поблагодарить его за что – то хорошее, а при необходимости не забудьте извиниться перед ним.
Обновлено 11.05.2012 10:44
 

Кризис трёх лет! Как его преодолеть?

Что родителям необходимо знать:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно в 18 месяцев;
  • Как правило, он заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные, редкие приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная;
  • Пик упрямство приходится на 2,5 – 3 года;
  • Как правило, мальчики упрямее, чем  девочки;
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики;
  • В кризисный период приступы особого упрямства и капризности случаются у детей обычно по 5 раз в день, а у некоторых – до 19 раз!
  • Если дети по достижении 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего, ребёнок выбрал упрямство и капризы как удобный способ манипулирования родителями.

Что родители могут сделать:

  • Не предавайте большого значения капризам и упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка;
  • Во время приступа у ребёнка оставайтесь рядом, дайте почувствовать, что вы его понимаете;
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если Вы сказали “нет”, оставайтесь и дальше при этом мнении;
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ протекает в общественном месте. Лучше всего – молча взять за руку и увести;
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: “Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!”. Ребёнку только этого и надо.
  • Постарайтесь отвлечь ребёнка от капризов “Ох, какая у меня интересная игрушка (книжка, штучка, ...)”, “А что это там за окном ворона делает?”.
 

Детские страхи

Как избавить от них ребёнка

Страхи – то, без чего не обходится детство. Для здорового, нормально развивающегося ребёнка испуг и страх – естественная реакция на окружающий мир.

Если поведение ребёнка вас сильно беспокоит, проконсультируйтесь с педиатром. Но особенно расстраиваться не стоит. Ведь страх – это ещё и защита, он может остановить малыша на краю настоящей пропасти. Каждому возрасту свойственны свои страхи.

В 3 года может появиться страх перед наказанием. Страхи в этом возрасте выражены значительно меньше, если у ребёнка есть возможность свободно выражать свои эмоции и переживания, не подавляется чувство его «я». Очень важно, чтобы отец принимал участие в воспитании ребёнка.

От 3 до 5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Страхи чаще встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он появляется не прямо, а через боязнь нападений, пожаров, стихии.

Дошкольники болезненно переживают ссоры родителей. Они боятся, что папа и мама не будут больше вместе. Болезни близких тоже заставляют малышей волноваться.

Конечно, все  страхи со временем пройдут, с ними не нужно бороться. Но поддерживать ребёнка, успокаивать, дать почувствовать себя в безопасности обязательно нужно.

Насторожитесь, если:

  • У ребёнка беспокойный сон, ему часто снятся кошмары.
  • Ему трудно заснуть.
  • Засыпает только при включённой лампе или в присутствии взрослого.
  • У ребёнка заниженная самооценка.
  • Избегает оставаться в одиночестве и тишине.

Не провоцируйте ребёнка:

  • Никогда не наказывайте ребёнка, запирая его в тёмном незнакомом помещении.
  • Не пугайте малыша («отдам чужой тёте», придёт Баба Яга и утащит», «не подходи, собака укусит» и т. п.).
  • Рассказывайте ребёнку сказки о сильных, смелых и добрых героях и со счастливым концом.
  • Следите за тем, какие книжки читает ребёнок, какие мультики и фильмы смотрит.
  • Готовьте ребёнка заранее к поступлению в детский сад и школу.
  • Не передавайте малышу собственные переживания. Разберитесь со своими личными страхами. Вы можете «заразить» ими ребёнка (к примеру, боязнью собак, транспорта, самолёта).

Избавьте ребёнка от страха:

  • Осторожно выясните причину страха.
  • Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите уме в кровать любимую игрушку.
  • Учитесь преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций. Ребёнок боится врача – поиграйте в больницу, если боится темноты – в разведчиков и т. д.
  • Доверяйте ребёнку задания, с которыми он в состоянии справиться. Пусть он чувствует, что многое умеет и знает.
  • Будьте терпеливы и внимательны. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
  • Помните, что ребёнок ещё не умеет управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.
  • Контролируйте себя. Иногда мы неосознанно формируем страхи ребёнка.
  • Постепенно приучайте ребёнка к тому, чего он боится. Если речь идёт о собаке, в начале просто расскажите ему об этом животном. Понаблюдайте вместе с малышом за собакой издали.
  • Держитесь уверенно рядом с ребёнком и ваша уверенность предастся малышу.
  • Хороший приём от детских страхов – придумать для ребёнка «волшебного защитника». Это может быть стишок (прочтение которого прогоняет страх), может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет ребёнку чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с  кроватью, чтобы он мог «защититься»).
 

Агрессивный ребёнок

Признаки агрессивности:

  • по темпераменту ребёнок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
  • по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины:

Нарушения эмоционально – волевой сферы:

  • неумение ребёнка управлять своим поведением;
  • недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения общения.

Неблагополучная семейная обстановка:

  • отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
  • нет единства требований к ребёнку;
  • ребёнку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
  • физические (особенно жестокие) наказания;
  • асоциальное поведение родителей;
  • плохие жилищно – бытовые условия, материальные затруднения;

Трудности общения.

Советы родителям

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребёнку личный (положительный) пример.
  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  • Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
  • Давайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
  • Направьте его энергию в положительное русло, например в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.
  • Предъявляя ребёнку требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
  • Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  • Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жестокий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребёнка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребёнка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  • Никогда не заставляйте ребёнка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»
  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребёнок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
  • Если у ребёнка есть потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч в стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановите занесённую для удара руку, окрикните ребёнка.
  • Учите ребёнка выражать свои эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе научите ребёнка переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребёнка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Стратегии коррекции агрессивного поведения у детей

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

  • помогите ребёнку выразить негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
  • учите выплёскивать гнев  в приемлемой форме;
  • учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
  • учите ребёнка выражать словами, а не физической агрессией;
  • стремитесь использовать чувство юмора, объяснить ребёнку, склонному к агрессии: «Если кто – то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния: стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий  с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

  • у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидных;
  • у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.
 

 
© CopyRight Официальный сайт МБДОУ №93 г. Томска, 2012, создание сайта: «Меридиан»