Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Голосом называют то звучание, которое производит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Понятно, что характер звука влияет на восприятие речи. Голос педагога имеет огромное значение для его профессиональной деятельности. Голос для педагога является тем средством, которое может возвысить значимость речи. Голос может быть звучным, красивым, сильным, гибким, мелодичным, мягким, волнующим... Но столь же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражающим...

Хочется выделить основные характеристики профессионального голоса педагога (те, которые объективно востребованы особенностями профессиональной деятельности):

  1. Артикуляционная чистота, обеспечивающая внятность речи педагога, зависит от работы органов речи (языка, губ, голосовых связок, мягкого нёба). Упражнения для развития данных органов обусловливают ясность и четкость, легкость и внятность произнесения звуков. Педагог не должен говорить громко — он должен уметь говорить так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не доставлял детям огромных усилий и сильного напряжения, чтобы каждое произнесенное слово звучало ясно и четко.Артикуляционная чистота обеспечивает голосу педагога такую характеристику, как внятность. Для воспитателей, которые работают с группой детей это чрезвычайно важно, так как открывает возможность не говорить громко, но быть услышанным всеми, не напрягая органы речи.
  2. Интонационная палитра голоса позволяет педагогу очень скупыми лексическими способами отреагировать на случившееся или произвести лаконичное воздействие. Интонационное ударение, выделяющее определенные слова и фразы, понятия и суждения, термины и выводы, наделяет педагогическую речь ясностью и запоминаемостью.Умение ставить логическое ударение, выделять отдельные слова, значимые для содержания сказанного, обеспечивают выразительность педагогической речи. Интонационная палитра расширяет спектр педагогического влияния за счет ясной работы интеллекта детей, обеспеченной интонационным богатством речи педагога.
  3. Мелодичность голоса придает ему индивидуальную окраску и решительным образом может влиять на эмоциональное самочувствие детей. Мелодика голоса способна устрашать, ласкать, воодушевлять, увлекать, успокаивать, возбуждать.Данная характеристика порождается при опоре на гласные звуки. Именно гласные несут на себе мелодику, наполняя речь тонкими эмоциональными переливами. Мелодика голоса окрашивает высказанную мысль, вовлекая группу детей в проживание ценностного отношения к явлению. Мелодичный голос педагога служит одним из самих сильных способов развития эмоциональной сферы личности ребенка.

В качестве дополнительной характеристики можно отметить способность голоса педагога к разным регистрам. Низкий звук успокаивает, придает какую-то особую значимость речи. Высокие звуки (иногда говорят, что человек работает «на связках») вызывают раздражение, утомляют. Педагог должен уметь переводить голос из верхнего регистра в нижний, свободно владеть широким диапазоном звучания голоса.

Педагогам необходима постоянная настройка и тренировка голоса для укрепления и повышения голосовых возможностей, для формирования правильного дыхания и необходимого набора выразительных средств, без которых не может состояться грамотная, красивая, ясная речь. Стремление к профессиональному совершенству, к обретению внутренней свободы и легкости – вот те чувства, которые должны стимулировать работу над совершенствованием своего речевого аппарата. И здесь подразумевается не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия.

Для здоровой, нормальной работы голосового аппарата необходима спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Важно знание и соблюдение правил нервно-психической гигиены, включающей мероприятия, укрепляющие и охраняющие нервно-психическую сферу.Необходимо "разогревать" и "остужать" свой голос. Перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику. После большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику с элементами аутогенной тренировки.Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос воспитателя должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный резонанс. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпота формируется неправильный механизм голосообразования.Педагогам, которым известны слабые стороны своего голосового аппарата, необходимо тщательностью соблюдать строгий голосовой режим.Необходимо грамотно организовать и поддерживать общий режим дня, надо изучить потребности своего организма и создать комфортную смену труда и отдыха, обеспечивающие бодрость и творческую активность педагога. Профессиональная уверенность в себе и своих силах возникает только в результате хорошей профессиональной подготовки, нужно постоянно заниматься самообразованием в различных сферах своей профессиональной компетентности.

Для голосового аппарата педагога очень вредно употребление спиртных напитков. Алкоголь затрудняет нормальную функцию нервной и сердечно-сосудистой систем, вредно действует на все внутренние органы. При частом употреблении спиртных напитков нарушается функция желез слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Появляются гиперемия и инфильтрация голосовых складок, сухость их поверхности. Голос становится менее выносливым, качество тембра изменяется.Не менее вредно и курение. Табачный дым, систематически раздражая слизистую оболочку гортани, трахеи и бронхов, вызывает сухой кашель, который травмирует голосовые складки. Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры. В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствовать коммуникативную компетентность воспитателя.

Для развития силы и выносливости голоса, а также совершенствования других голосовых - речевых навыков педагогу необходимо выполнять следующие упражнения: артикуляционную гимнастику; дыхательные упражнения (выполнять вдох через нос, а на выдохе считать сначала до 5, а затем удлинять выдох до 10 и 15); упражнения для развития силы голоса (произносить звук [у], имитируя различные ситуации: например, гудит пароход, который находится далеко в море или гудит пароход, который стоит у причала); упражнения для тренировки умения менять высоту голоса (попеременно произносить звуки [у], [и], при этом звук [у] произносится низким голосом, а [и] – высоким); упражнения для тренировки темпа речи (любые скороговорки); упражнения на развитие всей мелодико-интонационной стороны речи (произносить одну и туже скороговорку с разной интонацией в речи – то грустно, то весело, то удивлённо и т.д.). Также очень полезно читать стихотворения с выражением.

Ну и конечно же педагогам необходимо беречь свой голосовой аппарат от различных заболеваний (простудных и других). А при заболевании обязательно обращаться к врачу.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 79 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.