- Работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
- По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с СДВ и поощрять его хорошее поведение.
- Во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за столом для гиперактивного ребёнка – в центре комнаты напротив доски.
- Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к воспитателю в случае затруднения.
- Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку.
- Научить гиперактивного ребёнка пользоваться специальным дневником или календарём.
- Задания, предлагаемые на занятие, писать на доске.
- На определённый отрезок времени давать только одно задание.
- Дозировать ребёнку выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
- Во время дня предусмотреть возможность для двигательной «разрядки»: занятие физическим трудом, спортивные упражнения и др.
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания.
- В своих отношениях с ребёнком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он того заслужил, подчёркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
- Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение. Поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, чтение и др.).
- Избегать повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно, спокойно и мягко.
- Давать ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
- Поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашнего задания и сна должно соответствовать этому распорядку.
- Избегать по возможности скопление людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п., которые оказывают на ребёнка чрезмерное стимулирующее воздействие.
- Во время игр ограничивать ребёнка лишь одним партнёром. Избегать беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегать ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давать ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, спортивные занятия.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребёнком.
- Отвлечь ребёнка от его капризов.
- Предложить выбор (другую возможность в данный момент деятельность).
- Задать неожиданный вопрос.
- Отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить действие ребёнка).
- Не запрещать действия ребёнка в категорической форме.
- Не приказывать, а просить (но не заискивать).
- Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас).
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- Не настаивать на том, чтобы ребёнок, во что бы то ни стало, принёс извинения.
- Не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит).