Коновалова О.В. , старший воспитатель
г.Томск, МБДОУ № 62
Кот Н.В., старший воспитатель
г.Томск, МАДОУ № 40
В последние годы в системе дошкольного образования России произошли серьезные изменения в организации и содержании образования дошкольников. Ключевыми из них являются введение в действие ФГОС дошкольного образования, что повлекло за собой корректировку и издание новых общеобразовательных программ в системе дошкольного образования.
Такой программой для педагогических коллективов ДОУ №62, №40 и №86 г. Томска стала основная общеобразовательная программа нового поколения «Успех», которая ориентирована на успешность детей. Особая трудность состояла в том, что у педагогов каждого детского сада отсутствовал опыт работы и практические материалы по новой программе. Изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ диктуют необходимость поиска новых форм деятельности методической работы по переходу на новую образовательную программу, создание механизма управления организацией образовательного процесса в новых условиях.
С этой целью был разработан инновационный проект «Создание условий для внедрения основной общеобразовательной программы нового поколения «Успех» в практику работы ДОУ на основе сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений», в 2013 году дошкольным учреждениям №40, №62 и №86 был присвоен статус муниципальной инновационной площадки. Реализация проекта была рассчитана на 3 года.
Сетевой проект направлен на:
- качественное внедрение в образовательный процесс ДОУ программы «Успех»;
- взаимодействие образовательных учреждений на принципах социального партнерства;
- выстраивание прочных и эффективных связей между проблемно-творческими группами ДОУ;
Сетевая модель проекта представлена Координационным советом, в состав которого вошли руководители детских садов: Барсукова Н.Г., Алексеева Л.А., Болбот Н.Г. , старшие воспитатели: Кот Н.В., Коновалова О.В., Прохорова Г.В. , Рыжова С.И. и 8 проблемно-творческих групп. Координационный совет организует командную работу педагогов, выполнение их функциональных обязанностей, разрабатывает и корректирует программу инновационной деятельности.
Важная составляющая объединения в сеть, это то, что каждый педагогический коллектив с большим творческим потенциалом, имеющий опыт инновационной деятельности, имеющий высокий статус в городских сообществах: ДОУ № 40 -«Конструктор проектов и праздников», ДОУ № 86 - «Эффективные формы взаимодействия с родителями», ДОУ № 62- «Использование ИКТ в образовательной работе» и общие проблемно-творческие группы: «Создание предметно-развивающей среды», и «Формы совместной деятельности детей и взрослых».
Задачей кураторов сетевого взаимодействия является формирование банка идей и актуальных проблем, над разрешением которых будут работать педагогические коллективы сети. То есть в соответствии с планом работы сетевой площадки, исследуемая проблема, подразделяется на составные части, представляется всем участникам, а после обсуждения апробируется в каждом ДОУ. Таким образом, обеспечивается многократное педагогическое апробирование на разных площадках и в разных условиях.
Деятельность дошкольных учреждений в сетевом взаимодействии основывается на принципах:
- взаимосвязи на основе единой исследовательской проблематики;
- информационно-переговорной модели, каждый участник которой обеспечивает необходимые ресурсы и условия для исследования и решения проблемы.
К данным ресурсам относится научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение. На этапе ресурсного обеспечения сетевого образования была разработана нормативно-правовая база взаимодействия и техническое оснащение каждого дошкольного учреждения, а также организовано обучение педагогических кадров.
Формы сетевого взаимодействия:
- обучающие семинары;
- виртуальные конференции;
- семинары-практикумы;
- вебинары;
- фестивали проектов;
- обсуждения материалов на форумах;
- электронная переписка;
- конкурсы;
- открытые образовательные мероприятия с детьми;
- общение на сайте «Открытый урок»;
- участие во флешмобе.
На каждом этапе сетевого взаимодействия осуществляется мониторинг эффективности достижений поставленных задач. С учетом результата мониторинга уточняются последующие задания и действия. Контроль в условиях осуществления инновационной деятельности призван не только выявить и устранить негативные проявления, но и обеспечить качество инновационного образовательного процесса.
На каждом этапе были выделены точки с единым содержанием контроля:
- Организационно-подготовительный этап (август 2013г.) необходимо провести анализ информационных, научно-методических, организационных, кадровых условий в ДОУ №40, 62, №86.
- Основной этап: (ноябрь 2013г.- март 2016г.)
- Анализ создания центров активности в ДОУ № 40,№ 62, №86, участвующих в сетевом взаимодействии;
- Анализ совершенствования практических умений педагогов в области использования современных образовательных технологий на различных площадках и в разных условиях.
- Анализ используемых форм взаимодействия между участниками сетевого взаимодействия.
- Итоговый этап . (апрель 2016г.)
- Анализ мониторинга физического, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей в ДОУ №40, 62, №86.
- Презентационный этап (май 2016г.)
- Эффективность внедрения полученных результатов педагогами ДОУ №40, №62, №86 в практику дошкольного образования
Помимо контрольных точек, в каждом ДОУ составляется план контроля в соответствии с условиями, проблемами, касающихся данного ДОУ, что позволяет своевременно выявить затруднения, причины их появления, наметить пути решения и разрешить имеющиеся трудности.
Именно контроль помогает своевременно выявить затруднения и оказать помощь, используя опыт педагогов, работающих в условиях сетевого взаимодействия. Такое сетевое взаимодействие способствует более качественному решению педагогических проблем воспитания и обучения, совершенствованию профессионального мастерства педагогов.
Таким образом, сетевое взаимодействие дошкольных учреждений №40, №62, №86 можно представить, как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования.