РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАЦИЮ

Н.А.Таюкина, учитель-логопед

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями предполагает поиск эффективных методов и приемов в обучении, такие чтобы положительная динамика у детей отмечалась как можно раньше. В своей работе мы используем модель, разработанную Б.Ф.Скиннером, отцом современного бихевиоризма еще в 1938г. Его модель мы дополнили играми, заданиями, которые успешно осваивают дети и дают хорошую динамику.

1. Выражение просьбы.

Выражение просьбы – это запрос с целью получить предмет, участвовать в игровом занятии или узнать о чем-либо. Примером выражения  просьбы будет ситуация, когда ребенок берет взрослого за руку и подводит к тому предмету, который ему сейчас необходим. Другим примером выражения просьбы может быть предъявление карточки со словом «еще» если он хочет добавки любимой еды (примеры из практики работы с неговорящими детьми). Либо ребенок может просто попросить словом, что ему требуется.

  • Упражнение «Дай сок». Поставьте сок (либо другой предмет, который привлекателен для малыша) на видное для него место, но так чтобы он не смог достать. Подождите когда он попросит жестом, звуком, словом. Можно показать ребенку как можно попросить: смотрим на человека, протягиваем руку, сжимаем и разжимаем кулачок, произнося «Дай». Привлеките для демонстрации этого навыка другого взрослого и проиграйте это перед ребенком.
  • Упражнение «Покажи, что ты хочешь». У ребенка набор картинок с изображение предметов. Он, например, просит конфету. Предложите ему найти картинку с конфетой и показать ее вам. Упражнение для неговорящего ребенка.

2. Моторная имитация.

Моторная имитация - это повторение движений. Примером моторной имитации может быть повторение движений ребенком, которое осуществляет взрослый. Без моторной имитации ребенок не сможет имитировать движения губ и языка, которые помогут ему произносить звуки и слова.

  • Упражнение «Сделай так». Взрослый прикасается к своей голове и просит ребенка сделать то же самое. На начальных этапах берем руку ребенка и кладем ее на ту часть тела, которую просим показать, постепенно уменьшая подсказки.
  • Упражнение «Сделай так2». Взрослый берет чашку чая, пьет и одновременно просит ребенка: «Сделай так». Как и в предыдущем задании можно помочь, взяв в его руки чашку и поднести к его рту. Обязательно уменьшайте со временем помощь.
  • Упражнение «Сделай так3». Аналогично с предыдущими упражнениями. Предложите ребенку попрыгать, похлопать в ладоши, потопать, покружиться, сесть на стул, лечь на кровать, т.е. выполнить любое действие.
  • Упражнение «Сделай так4». Поиграйте с ребенком. Попросите его повторить как вы кормите куклу, укладываете ее спать, расчесываете ей волосы, моете, катаете в машине и т.п.
  • Упражнение «Сделай так7». Усложните задание если ребенок выполняет предыдущие, предложив выполнить последовательность действий. Например, покормить куклу и уложить ее спать.

3. Вербальная (звуковая, словесная) имитация.

Вербальная имитация - это способность точно повторить то, что вы слышите.

  • Упражнение «Подуй на ватку». Положите ватку себе на ладошку и подуйте со звуком «ф-ф-ф». Дайте вату ребенку и пусть он тоже подует. Цель: вызвать звук ффф.
  • Упражнение «Кто как кричит?». У ребенка пазлы из 2-3 частей с домашними животными. Собрав, например, корову взрослый говорит «Мууу». Не требуйте на начальных этапах повторения звукоподражания. Пусть ребенок наполнится этими знаниями. После этого можно спросить: «Кто так кричит - мууу?», а уже после этого задать другой вопрос: «Как кричит корова?» помогите ему, показав артикуляцию первого звука. Важно играть эмоционально, не ожидая от него сиюминутного выполнения. Дайте ему время.
  • Упражнение «Кто кричит, что звучит?». Покажите как звучат предметы демонстрируя картинки. Например, произносим «би-би» и показываем картинку с изображением машины. Когда на столе перед малышом будет 5-10 картинок попросите его дать вам «би-би».

4. Понимание речи, или рецептивная речь.

Это способность соотносить предметы с их названиями

  • Упражнение «Найди меня». У ребенка на столе 5-10 картинок. Попросите его дать вам куклу, поезд, мяч и т.д. на первых этапах можно помогать, направляя руку ребенка к соответствующей картинке.
  • Упражнение «Мир вокруг нас». У ребенка карта с теневым изображение предметов, объединенные одной лексической темой. Возьмите маленькую цветную карточку и покажите ее ребенку. Он выкладывает ее на своей карте. Когда все тени будут закрыты, попросите дать вам «огурец», «помидор» и т.д.
  • Упражнение «Что делает зайка». Игра помогает расширить глагольный словарь. Покажите карточку с изображением зайца, который спит. Расскажите, что он делает. Предложите изобразить, как он спит. Повторите эти действия и с другими картинками: зайка ест, зайка идет. После этого попросите: «Покажи, где зайка спит».
  • Упражнение «Расскажи про детский сад». Возьмите одну сюжетную картину, расскажите что на ней изображено. Положите ее перед ребенком. Возьмите следующую и расскажите что на ней. После этого попросите ребенка дать вам картинку, на которой дети стоят дом из кубиков.

5. Называние предметов, то есть умение идентифицировать объекты, действия и события в окружающей среде с их названиями

  • Упражнение «Назови предмет». Попросите ребенка назвать, что изображено на картинке.
  • Упражнение «Что делает зайка». Аналогично предыдущему заданию, только зада ребенка рассказать что делает заяц на картине.

6. Различение предметов по описанию признака, функции и класса объектов, то есть различение предметов и явлений по их характеристикам. Это способность определять конкретные предметы по описанию некоторых их признаков, функций или вида.

  • Упражнение «Найди по описанию». Дайте ребенку пазлы с овощами и фруктами. И пока он собирает, расскажите об этом предмете: яблоко круглое, желтое. Когда на столе будет 2-3 предмета предложите ему найти: круглое, желтое.
  • Упражнение «Что для чего». На столе каринки: машина, шкаф, стул. Инструкция: «Покажи, на чем мы будем сидеть, куда бедем убирать одежду, на чем поедем в детский сад.
  • Упражнение «Где одежда». На столе набор картинок. Инструкция: «Найди одежду (мебель, овощи и т.д.).

7. Навык интравербальных действий.

Интравербальные действия – это умение отвечать на вопросы и вести беседы; это поведение, при котором стимулом для произнесения слов или совершения действия являются слова, произнесенные другими людьми.

  • Упражнение «Весна». Вопросы для ребенка:»Какое сейчас время года? Как ты догадался, что это весна? Почему весной тает снег?»
  • Упражнение «Договори словечко». Учим ребенка договаривать фразы в знакомых стихах взрослый останавливается, а ребенок должен закончить фразу.
  • Например, Наша Таня громко…(плачет).
  • Уронила  в речку…(мячик).
  • Тише Танечка…(не плачь)
  • Не утонет в речке…(мяч).

8. Текстуальное действие.

Чтение письменных слов.

Упражнение «Найди слово». Перед ребенком набор слов. Инструкция: «Найди слово «мама», «стул» и т.д.

9. Письмо.

Включает навык владения письмом, а также умение печатать (писать) слова, произнесенные другим человеком.

Упражнение «Пишем слова». Предложите ребенку написать слова, собрать из магнитной азбуки или кубиков, произнесенные вами.

Здесь предложена лишь небольшая часть игр и упражнений, которые мы используем в работе по развитию речи. И каждый может дополнить этот список своими. Главное с чем хотелось познакомить – это с принципом работы и выводом, к которому мы пришли: когда у ребенка не сформирован один навык нет смысла работать над другим и ждать быстрых результатов.

Литература:

Р.Шрамм: Детский аутизм и АВА.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013г. – 208с.