План психолого – профилактических и коррекционных мероприятий по проблемам адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

1. Педагогам необходимо заранее познакомиться с родителями своих будущих воспитанников (выяснить индивидуальные особенности, привычки и особенности развития будущего воспитанника), постараться произвести на них благоприятное впечатление (первое впечатление может быть настолько сильным, что все последующие усилия будут напрасными).

2. Родителям необходимо обращать внимание на состояние здоровья ребёнка, на то, как он взаимодействует со сверстниками и взрослыми, и на то, как сформированы навыки предметной и игровой деятельности. Приблизить время сна, прогулки и приёма пищи в семье к режиму детского сада, познакомить ребёнка с детским садом и воспитателями. Не планировать во время адаптационного периода процедур, которые могут испугать ребёнка (стрижка волос, уколы и т. п.).

Кроме того, родители должны быть готовы к кратковременному посещению ребёнком детского сада (1 – 3 часа), к нахождению с ребёнком в детском саду кого – то из близких людей. Если ребёнку трудно расставаться с матерью, лучше, если отец возьмёт на себя обязанность отводить ребёнка в детский сад. Исключить долгие прощания с обеспокоенным выражением лица – это вызывает закономерную тревогу у ребёнка и уверенность, что в детском саду с ним может случиться что – то плохое. Помнить, что дети дошкольного возраста очень чутко улавливают эмоциональное состояние своих родителей и соответственно на него реагируют.

3. Педагогам по возможности нужно сохранять в период адаптации привычные для ребёнка приёмы ухода, даже если они противоречат общим нормам и правилам (покачать на руках, дать пустышку и т. п.). Чтобы снизить внутреннее напряжение у детей, организовывать подвижные эмоционально насыщенные игры.

4. Медицинским работникам необходимо организовывать профилактические мероприятия по укреплению здоровья детей и предотвращению простудных и инфекционных заболеваний.

Как подготовить ребёнка к детскому саду

Чтобы адаптация к новому месту прошла легко и безболезненно, перестаньте нервничать и прямо сейчас займитесь подготовкой чада к детскому саду.

Для начала расскажите ребёнку, что такое детский сад и зачем туда ходят дети. Например: «Это большой и красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе в нём понравится. Там много других детишек, которые вместе играют, гуляют, кушают. У тебя появится много друзей». Объясните сыну или дочке, что отдавая чужой тёте, Вы его (её) не бросаете.

В присутствии ребёнка рассказывайте родственникам и друзьям, о том, что в детский сад берут не всех детей и что Маше (Васе) очень повезло – осенью она (он) тоже пойдёт в садик.

Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: когда он будет туда приходить, когда кушать, спать, гулять. Малыш, который заранее узнает все подробности своей будущей жизни, будет чувствовать себя на новой территории более уверенно.

За лето приучите ребёнка вовремя вставать – примерно за час до предполагаемого выхода из дома. Ежедневно устраивайте репетицию «тихого часа». Объясняйте, что в это время необязательно спать, можно сочинять сказки, стихи считалочки или играть в слова с самим собой.

Обговорите с ребёнком всевозможные трудности, которые могут возникнуть в детском саду. Подскажите. Что если у него возникнут проблемы (заболит живот, голова. Захочет пить или в туалет, нужно сказать об этом воспитательнице. Приучайте ребёнка ходить в туалет заранее – перед прогулкой, сном, занятиями.

Постарайтесь наладить режим питания малыша, максимально приблизьте его к детсадовскому. Если у ребёнка нет аппетита, попробуйте снизить калорийность пищи. Скорее всего, организм быстро проголодается, а чадо попросит супа и котлет. В любом случае расскажите об этих проблемах воспитательнице, попросите её быть терпеливой и не заставлять есть. Если ребёнок не хочет. К сожалению, именно из – за проблем с едой дети с истериками выходят из дома и заставляют маму или папу опаздывать на работу.

Закаливайте ребёнка. Пусть он как можно больше ходит босиком по траве, песку или полу, спит с открытой форточкой, купается в открытых водоёмах. Постоянно приучайте чадо к холодным напиткам – соку, молоку, кефиру.

Методично заставляйте ребёнка самостоятельно одеваться, застилать кровать, завязывать шнурки, пользоваться столовыми приборами, убирать игрушки. Всё это должно доставлять ему удовольствие.

Последите, как ваш малыш общается с другими детьми. Научите его правильно здороваться сними, просить разрешения играть вместе, предлагать свои игрушки другим ребятам, прощаться и т. д. Спрашивайте ребёнка о его новых друзьях, называйте их по именам. Чем легче и быстрее он научится выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, тем меньше проблем возникнет в деском саду.

В присутствии ребёнка не допускайте критических замечаний в адрес детского сада, воспитателей, правил и порядков, которые там установлены. Никогда не пугайте сына или дочку детским садом!

Заранее будьте готовы к тому, что первые пару недель ребёнок, собираясь в садик, будет плакать. Не переживайте: такое поведение малышей считается абсолютно нормальным. Как только пройдёт немного времени, дитя привыкнет.

Начало детсадовской жизни -  это настоящий кризис для ребёнка. Эмоционально поддерживайте чадо. Почаще обнимайте, целуйте, говорите, что очень его любите.

Ребёнок поступает в детский сад

В чём же лежат причины тяжёлой адаптации к условиям детского сада?

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Отсутствие элементарных культурно – гигиенических навыков.
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

В период адаптации, дорогие родители, вы можете помочь своему ребёнку:

  1. По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.
  2. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в совместную игру.
  3. Развивать подражательность в действиях ребёнка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».
  4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т. д.
  5. Не допускать высказывания сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в детский сад.
  6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

  • Самостоятельно садиться на стул;
  • Самостоятельно пить из чашки;
  • Есть с хлебом;
  • Пользоваться ложкой;
  • После еды задвигать свой стул;
  • Активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером должны выступать, прежде всего, сами родители. Требования к ребёнку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребёнка в осваиваемых действиях, поощрять ребёнка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.