ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ПРОСОДИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
И.Ю.Федосеева
Учитель-логопед, МАДОУ №99/2, г. Томск
Одной из актуальных проблем является увеличение числа детей с дизартрией. Данная патология, представляет собой совокупность речевых и неречевых симптомов, одним из ведущих дефектов которой является нарушение просодических компонентов речи, а именно - речевого дыхания, голоса, ритма, интонации, темпа, дикции.
Сложная структура нарушения требует комплексного подхода по нормализации просодики, при котором существенное место занимает взаимодействие учителя‐логопеда и музыкального руководителя детского сада.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трём направлениям:
- диагностическое;
- профилактическое;
- коррекционно-развивающее;
Взаимодействие специалистов начинается с психолого-педагогического обследования ребёнка, которое проводится в начале учебного года. После проведения комплексной диагностики, направленной на изучение состояния речевого развития, в частности просодики ребёнка специалисты намечают пути и методы оказания помощи, составляют план взаимодействия.
Коррекционно-развивающая деятельность предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные, интегрированные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.
В работе по нормализации просодики дошкольников с дизартрией можно выделить следующие направления:
Направления коррекционной работы |
Учитель-логопед |
Музыкальный руководитель |
Развитие артикуляционной моторики |
Артикуляционная гимнастика |
Пение песен с звукоподражаниями, вокально-артикуляционные упражнения |
Развитие фонематического слуха |
Игровая технология : «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот», «Шутки-минутки» и др. |
Попевки, хоровое и индивидуальное пение |
Развитие речевого дыхания |
Дыхательные упражнения, чистоговорки (произнесение на одном дыхании), логопедические распевки |
Игра на духовых музыкальных инструментах, распевки |
Развитие голоса
|
Игры, звуковая гимнастика, фонопедические упр., логопедические распевки |
Интонационные, фонопедические упражнения, хоровое пение |
Развитие ритма
|
Игры и упражнения с элементами орф-педагогики, логоритмика |
Игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические игры, танцтерапия, логоритмика |
Развитие темпа
|
Темпо-ритмические игры и упражнения, логоритмика |
Музыкально-двигательные игры, логоритмика |
Развитие интонации
|
Мимические и голосовые упражнения, сказкотерапия |
Драматизация, музыкальные спектакли, кукольный театр |
Развитие самоконтроля
|
Кинезиологические упражнения Упр.: «Скажи громче, чем я», «Поправь товарища», «Повтори за мной», «Правильно ли ты сказал?», «Найди ошибку» |
Музыкально-двигательные игры |
Логопед проводит работу по устранению нарушений просодической стороны речи параллельно с формированием других её сторон: звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи и т.д. Также ведется работа по развитию речевого дыхания, фонематического слуха, силы голоса, темпо-ритмической и мелодико-интонационной стороны речи, самоконтроля в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкально-ритмических игр, распевок, музыкальных произведений в разном темпе логопедической задачей которых является выработка темпа и ритма движений, точное сочетание речи и движения, закрепление гласных звуков в свободной речи, развитие самоконтроля, голосовых модуляций и речевого дыхания.
В работе специалистов используются различные формы взаимодействия: взаимообмен данными диагностики, интегрированные занятия, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы и др. Осуществляется совместный побор методической литературы, пособий, репертуара, логопедических распевок, логоритмических упражнений, стихов, инсценировок и песен.
В своей работе специалисты активно используют элементы сказкотерапии, музыкотерапии, театрализацию, кинезиологические упражнения и др.
Большую помощь в работе оказывает орф-педагогика - синтез музыки, движения и речи, где ритм является первоосновой. Эта технология даёт возможность выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных, помогает в решении проблем личностной адаптации и коммуникации. Для начала детям предлагается отхлопать своё имя по-своему, так как самый понятный ритм – это ритм своего имени. Затем предлагается стихотворный текст, который дошкольник пробует ритмизировать так, как он хочет, обыгрывая его мимически. У ребёнка появляется возможность стать активным участником коррекционно-развивающего процесса. Учитывая особенности психического развития детей дошкольного возраста, эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от активности самого ребёнка, т.к. дошкольник наилучшим образом развивается тогда, когда он увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Как правило, дошкольник осваивает только то, что ему действительно интересно. В коррекциооно-развивающм процессе ребёнок занимает центральное место. Взрослый исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития, создаёт и использует ситуации, требующие от дошкольника проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Упражнения с элементами орф-педагогики развивают у детей чувство ритма и интонационный слух, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов и используются в качестве приветствия или физминутки в ходе групповых и индивидуальных занятий.
Кроме всех вышеперечисленных заданий и упражнений на развитие просодических компонентов речи в детском саду учителем-логопедом и музыкальным руководителем широко используется логопедическая ритмика. В логоритмике развитие речи происходит при помощи синтеза слов, движения и музыки. Стихотворные строки, которые выполняются в определенном ритме и темпе способствуют координации речи.
Выполнение упражнений и заданий с различной скоростью и амплитудой способствует нормализации и регуляции тонуса, а также активизации артикуляции и силы голоса. Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.
Таким образом, нарушения просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией исправляются при тесной взаимосвязи в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя. Использование разнообразных технологий способствует в занимательной форме развивать и совершенствовать речевое дыхание, темп, ритм, выразительность и др.