Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), чёткая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.
Подготовка дошкольников к обучению грамоте, а обучение детей чтению и письму является главной задачей начальной школы. Вместе с тем, школа заинтересована в том, чтобы ребёнок, который приходит в первый класс, был хорошо подготовленным к обучению грамоте. Именно поэтому так важно обучение грамоте в детском саду.
Вот некоторые игры, которые помогут подготовить ребёнка к обучению грамоте:
«Дай определение словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой?) – веселый, долгожданный.
«Дай действия словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…
«Наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
«Узнай по описанию»
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде
Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.
Усложнение:
- дети объясняют свой выбор
- роль водящего выполняет ребенок.
«Ветерок»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Ход игры: Взрослый произносит разные звуки. Ребёнок когда услышит звук, например, «У», поднимает руки и медленно кружится.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Ребёнок, услышав звук «У», делает соответствующие движения.
«Какие буквы спрятались?»
Предложите ребёнку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.
Задание развивает зрительное восприятие
«Магазин»
Цель: Выделение в словах определенных звуков.
Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать "Л-л".
«Спрятанные буквы»
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Ребёнку предлагаются различные наложенные друг на друга изображения букв, он должен их найти и назвать.
«Заштрихуй»
Цель: Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
Ребёнку предлагаются изображения с примером штриховки. По образцу он должен закончить штриховку.
«Волшебные фигуры»
Цель: Развитие ориентировки в пространстве листа.
Ребёнка просим нарисовать различные фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.д.) в разных частях листа (например, в верхнем левом углу нарисуй треугольник, в центре листа нарисуй квадрат и т.д.).
Учитель-логопед: Мачехина Н.А.