Обучение грамоте начинается с развития фонематических процессов: умения слышать и различать звуки речевые и неречевые, выделять звук из ряда других звуков, различать звуки между собой. Прежде чем начать знакомить дошкольника с буквами, необходимо его познакомить с основными понятиями:
Звук—это то, что мы слышим и произносим.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки можно пропевать голосом. При их произнесении воздушная струя не встречает преграды и свободно выходит изо рта.
Согласные звуки при произнесении встречают преграду в виде зубов и губ.
В русском языке 10 гласных звуков – А, О, У, Ы, И, Э, Я,Е, Ё, Ю.
Согласных звуков в русском языке 36. Согласные звуки бывают твердые, мягкие, глухие, звонкие.
На письме звук обознается буквой.
Звуки образуют слоги, слоги составляют слова, а слова—предложения.
Для лучшего запоминания особенностей русской фонетики, ребенку можно рассказать сказку об упрямых согласных
Сказка об упрямых согласных
В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости. Всего в королевстве было 42 жителя: 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз, когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.
Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются».
Вот например, [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми. Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели.
При обучении грамоте очень важным является навык различения звуков по мягкости-твёрдости
А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные. И звуки [ж], [ш] и [ц] решили быть самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. «Наше решение твердо, и мы навсегда останемся твердыми звуками», — заявили они. И в доказательство своего твердого решения выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.
Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ], [й] и [ч] очень расстроились и испугались, что баланс соотношения звуков в королевстве будет нарушен и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.
Однако вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя это мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно. И каждый раз, когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки и даже целые слияния, для рождения новых слов.
Знакомство с фонетикой русского языка в сказочной форме позволит ребенку лучше усвоить правила правописания в дальнейшем.
Памятка для родителей по фонетике русского языка
Гласные звуки – А, О, У, Ы, И, Э, Ю, Я, Е, Ё. При выполнении звукового анализа обозначаются красным цветом.
Согласные твердые – Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш. При выполнении звукового анализа слов обознаются синим цветом.
Согласные мягкие – Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Й, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Ч, Щ. При выполнении звукового анализа обозначаются зеленым цветом.
Звонкие согласные звуки – Б-Бь, В-Вь, Г-Гь, Д-Дь, Ж, З-Зь, Й, Л-Ль, М-Мь, Н-Нь, Р-Рь.
Глухие согласные звуки – К-Кь, П-Пь, С-Сь, Т-Ть, Ф– Фь, Х-Хь, , Ц, Ч, Ш, Щ.
ЗВУК – это то, что мы слышим и произносим.
БУКВА – это то, что мы видим и пишем.
Звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в предложения.
Учитель-логопед: Федосеева И. Ю.