Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать мир. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его возможности со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание на развитие речи ребенка.
- Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.
- Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, умение различать и повторять сочетать типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
- Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь-дождик), словоизменение (желтый мяч), управление (вышел из дома).
- Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и др.
- Состояние словарного запаса. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качество предметов, родственные связи. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.
- Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
Помните! Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше начать коррекцию, тем лучше ее результат.
Учитель-логопед Гордеева Е.А.